Западные комики в России: когда выступали и почему больше не приезжают
Ещё тринадцать лет назад в России начали выступать западные стендап-комики. В Москву и Санкт-Петербург приезжали артисты из Ирландии, Британии и США — залы были полные, работал синхронный перевод, зрители с интересом знакомились с этим новым для них жанром. Но потом всё неожиданно прекратилось. Вспоминаем, как это было.
Как появились западные комики в России?
В начале 2010-х про западный стендап в России знали разве что по случайным видео в интернете. Смотреть их могли только те, кто хорошо знал английский. В основном начинающие комики и узкий круг фанатов.

Ситуация изменилась, когда появилась команда AllStandUp. Ребята стали делать качественные переводы. Благодаря им все больше людей открывали для себя британский и американский юмор. Интересно, что именно любовь к британским и ирландским комикам повлияли на предпочтения первой волны зрителей.
Dylan Moran — первый в истории
В 2012 году в Россию приехал ирландский комик Дилан Моран с шоу Yeah, Yeah. Он выступил в Москве и Петербурге — и стал первым западным стендапером, которого российские зрители увидели вживую. Организовывали выступления местные комики, среди них — Виталий Коломиец.

Это был совсем другой стиль: не как в КВН, без привычной «эстрадной» подачи и шуток про российские реалии. Моран выступал на английском, с синхронным переводом, а публика внимательно вслушивалась. Для многих это было первое знакомство с настоящим западным стендапом.

Забавный факт: комик Николай Андреев рассказывал, что работал на этом концерте контролером билетов, чтобы бесплатно увидеть Морана вживую.
Eddie Izzard — сочетание стендапа и театра
В 2013 году приехал британец Эдди Иззард. Он сильно отличался от Морана — его стиль ближе к театру: много исторических тем, культурных отсылок и игры со словами.

Широкой публике было непросто понять его юмор, но подготовленные зрители AllStandUp были в восторге. Для них приезд Иззарда был настоящим событием. Максимально эпатажный с ярким образом комик покорил публику.
Godfrey — классика американских стендап-клубов
В 2018 году на фестиваль «Панчлайн» в Москву приехал американский комик Годфри. Он показывал именно ту энергичную, быструю и яркую манеру, с которой ассоциируется американский стендап: много движений, активная мимика и реакция на зал в реальном времени.

Для зрителей это стало первым серьезным знакомством с американским стилем — он сильно отличался от спокойной и «умной» британской подачи. Но к тому моменту российская публика уже была готова: на ТНТ шел «Стендап», в интернете — десятки популярных комедийных шоу.
Andrew Schulz — шутки на грани
В 2019 году на том же «Панчлайне» выступил Эндрю Шульц — популярная звезда нового американского стендапа. Он шутит на острые темы: про политику, общество, культуру — и часто ходит по тонкому льду.

Многие шутки Шульца сложно было перевести — в них много игры слов и тонкостей, понятных только в оригинале. Не все зрители тогда знали его, но впечатление он точно оставил.

Сейчас Эндрю— одна из самых заметных фигур в мировом стендапе.
Daniel Sloss — рекордсмен
В том же 2019 году в Россию приехал шотландский комик Дэниэл Слосс. Его шоу X собрало больше 3500 человек в Music Media Dome — это абсолютный рекорд для англоязычного стендапа в России.

Слосс выступал очень откровенно: говорил о смерти, одиночестве, любви, взрослении — и оказался понятен российским зрителям. В подкасте он признавался, что сильно нервничал перед поездкой, но зрители приняли его тепло. А после концерта он даже тусовался с местными комиками.
Почему всё закончилось?
К концу 2010-х западный стендап в России был на подъеме. В клубах часто проходили англоязычные шоу, команда Steal the Show Comedy привозила талантливых комиков из Европы, иногда даже устраивали выступления на испанском.

А потом началась пандемия — гастроли почти прекратились. Позже добавились политические сложности. К 2022 году индустрия изменилась почти полностью.

Тем не менее, интерес к западному стендапу в России остался. Многие продолжают смотреть его онлайн и следить за новыми турами. Зрители надеются, что живые концерты когда-нибудь вернутся.